38.05.01 "Экономическая безопасность"
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ по СПЕЦИАЛЬНОСТИ
38.05.01 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
1. Квалификация,присваиваемая выпускникам –«специалист».
2. Специалист по направлению подготовки (специальности) 38.05.01 «Экономическая безопасность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
обеспечение экономической безопасность общества, государства и личности, субъектов экономической деятельности;
обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики;
судебно-экспертная деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений в сфере экономики;
экономическая, социально-экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, экономических, финансовых, производственно-экономических и аналитических служб организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности, государственных и муниципальных органов власти, конкурентная разведка;
экономическое образование.
3. Профиль образовательной программы «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы:
4.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК - 1 способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма;
ОК - 2 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
ОК – 3 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;
ОК – 4 способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач;
ОК – 5 способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
ОК – 6 способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению;
ОК – 7 способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности);
ОК – 8 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и
экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния;
ОК – 9 способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения;
ОК - 10 способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции;
ОК – 11 способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и
профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности;
ОК – 12 способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и
полноценной профессиональной деятельности;
ОК – 13 способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
ОК – 14 способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков;
ОК – 15 способностью применять математический инструментарий для решения экономических задач;
ОК – 16 способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач.
4.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области расчетно-экономической, проектно-экономической деятельности:
ПК – 1 способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК – 2 способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей;
ПК – 3 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК – 4 способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми стандартами;
ПК – 5 способностью осуществлять планово-отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учетно-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ;
ПК – 6 способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности.
в области правоохранительной деятельности:
ПК – 7 способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
ПК – 8 способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
ПК – 9 способностью выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности;
ПК – 10 способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права;
ПК – 11 способностью обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
ПК – 12 способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов;
ПК – 13 способностью осуществлять мероприятия, направленные на профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений, на основе использования закономерностей экономической преступности и методов ее предупреждения; выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений;
ПК – 14 способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере экономики;
ПК – 15 способностью выявлять, документировать, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения в сфере экономики;
ПК – 16 способностью осуществлять расследование экономических преступлений в форме дознания;
ПК – 17 способностью осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
ПК – 18 способностью использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности;
ПК – 19 способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа, для службы в котором осуществляется подготовка специалиста;
ПК – 20 способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации;
ПК – 21 способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства;
ПК – 22 способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы;
ПК – 23 способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности;
ПК – 24 способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач.
в области контрольно-ревизионной деятельности:
ПК – 25 способностью организовывать и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
ПК – 26 способностью применять методы осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
ПК – 27 способностью оценивать эффективность формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выявлять и пресекать нарушения в сфере государственных и муниципальных финансов;
ПК – 28 способностью оценивать эффективность систем внутреннего контроля и аудита;
ПК – 29 способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов, организаций и учреждений различных форм собственности;
ПК – 30 способностью анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленные на их устранение.
в области информационно-аналитической деятельности:
ПК – 31 способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач;
ПК – 32 способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор;
ПК – 33 способностью строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты;
ПК – 34 способностью на основе статистических данных исследовать социально- экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности;
ПК – 35 способностью проводить анализ и давать оценку возможных экономических рисков, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности;
ПК – 36 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности;
ПК – 37 способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов;
ПК – 38 способностью анализировать состояние и перспективы развития
внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность;
ПК – 39 способностью составлять прогнозы динамики основных экономических и социально- экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов.
в области экспертно-консультационной деятельности:
ПК – 40 способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экономических экспертиз и исследований;
ПК – 41 способностью применять методики способностью применять методики судебных экономических экспертных исследований в профессиональной деятельности;
ПК – 42 способностью осуществлять экономическую экспертизу нормативных правовых актов в целях обнаружения потенциальных угроз экономической безопасности;
ПК – 43 способностью осуществлять экспертную оценку факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера, оценивать возможные экономические потери в случае нарушения экономической и финансовой безопасности, определять необходимые компенсационные резервы.
в области организационно-управленческой деятельности:
ПК – 44 способностью принимать участие в разработке стратегии обеспечения экономической безопасности предприятий, организаций, подготовке программ по ее реализации;
ПК – 45 способностью планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов;
ПК – 46 способностью принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов;
ПК – 47 способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе;
ПК – 48 способностью осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.
в области научно-исследовательской деятельности:
ПК – 49 способностью анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности;
ПК – 50 способностью исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности организаций, оценивать их эффективность;
ПК – 51 способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования;
ПК – 52 способностью проводить специальные исследования в целях определения потенциальных и реальных угроз экономической безопасности организации;
ПК – 53 способностью готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований.
в области педагогической деятельности:
ПК – 54 способностью к проектированию, реализации, контролю и оценке результатов учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования.
Выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ специалитета (п.7.17)
по ФГОС ВПО |
по ОП |
Реализация основных образовательных программ специалитета должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. |
+ |
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 процентов |
89% |
Ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей. |
10% |
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. |
93% |
Не менее 60 процентов преподавателей (вприведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. |
83% |
ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей |
12% |
К образовательному процессу должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций |
+ |
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в соответствующей сфере профессиональной деятельности на должностях руководителей или специалистов не менее пяти лет |
+ |
Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 60 процентов |
91% |